2009-01-15

Стандарты эстетики искусства керамики из пурпурной (фиолетовой) глины Цзы Ша.


Гу Цзин Чжоу 1915.10.18 – 1996.06.03.

Стандарты эстетики искусства керамики из пурпурной (фиолетовой) глины Цзы Ша.

Искусство исинской Цзы Ша началось со времен династии Сун (960-1279 г.), а во времена династий Мин (1368-1644 г.) и Цин (1644-1911 г.) достигло зрелости, развиваясь и по сей день достигло совершенства и полноты в пластическом искусстве чайника. Как характеризовать и оценить искусство керамики из Цзы Ша, которое в мире основало новую школу? Какой точки зрения придерживаться в керамике из Цзы Ша? Как понять замысел создателя? Для этого надо поговорить о стандартах эстетики искусства керамики из Цзы Ша.

Хорошо известно, что исинская Цзы Ша обладает характерными особенностями – такими как наибольшая пригодность этой глины как исходного материала для производства чайников методом соединения внакрой полос глины Пянь Сян (片镶) и методом бития-похлопывания цилиндрического тела чайника Пай Да Шэнь Тун (拍打身筒). Технология исинской Цзы Ша отличается от других технологий керамики. Эти отличия влияяют также и на эстетику прикладного искусства изделий из Цзы Ша. Имея специфический класс произведений искусства, как их оценивать? Возьмем, например, самые известные чайники искусства Цзы Ша (砂艺) и не спеша проанализируем традицию их моделирования Цзао Син (造型). Каждый класс вещей имеет свою внутреннюю структуру. По определению теории пластического искусства и его законам надо изучить линии и плоскости частей и деталей, таких как носик Цзуй (嘴), ручка Ба (把), рот Коу (口), основание Дэ (底), ножка Ди (足), крышка Гай (盖) и т.п., их взаимоположение, соотношение, соответствие пропорций, перелив линий внешнего силуэта, игру света и тени на поверхности, контраст полноты и пустоты. Это может привести к бесконечным раздумьям и говорит о том, что объект (предмет домашнего обихода или чайник) имеет глубокий эстетический смысл.

Если говорить абстрактно об оценке искусстве керамики из Цзы Ша, можно резюмировать, что надо оценить форму Син (形), душу Шэнь (神) (идею) , Ци (气) – энергию и манеру исполнения Тай (态). Это четыре главные фактора. Если говорить коротко, цель формы – красота - и указывает на внешнюю сторону. Это одна внешняя сторона предмета. Дух (идея) – стиль, звук души, как возможность только одному уловить исходящий дух красоты из изысканности рифмы. Энергия (Ци) - это темперамент. Задача искусства керамики - гармоничное соединение внешней и прекрасной внутренней красоты. Тай – форма, высота или плоскость, полнота или узость, твердость или мягкость, квадратура или округлость во всевозможных проявлениях. Также надо разделить понятия: "смысл" Ли (理) и "интерес" Оу (趣 - то что притягивает внимание) и рассматривать их отдельно. Если любитель искусства изготовления чайников тяготеет к «Смыслу», он громко рассуждает о пригодности маленького или большого чайника, изогнутого Цу (曲) или прямого Чжи (直 – Zhi) носика, чашкоподобной Ан (盎) или плоской Пин (平) крышки, высокого Гао (高 – Gao) или низкого Ай (矮) корпуса, уделяет особое внимание удобству заваривания чая. Это значит он знает принципы, но не смысл. Искусство оценки располагается между «смыслом» и «интересом». Одно произведение, несмотря на его величину, может казаться маленьким, носик чайника, будучи изогнутым, может казаться прямым, чашкоподобная крышка может казаться плоской, изготовленный высоким, чайник может быть низким - все определяет присутствие «интереса». Присутствие «интереса» - это талант вызывать эмоции, гармония, взращивающая натуру души, позволяющая не уставая 100 раз наслаждаться произведением. Смотря на новое произведение, изначально нужно постичь сущность красоты, лишь после этого комментировать. С этого надо начинать оценивать искусство, соответствующие способности дают возможность насладиться искусством Цзы Ша нам всем.
Конечно, если рассматривать предмет прикладного искусства с прагматической стороны, его функциональность очень важна, он должен быть удобным, радовать и тело, и душу, вызывать гармоничный интерес. Также и для традиции Инь Ча (饮茶 - по кантонски - Ям Ча – чай с закусками Димсум), т. е. общепринятых обычаев, важно выбрать чайник подходящей емкости, с носиком, плавно сливающим воду, c ручкой, за которую чайник легко и удобно держать. Два этих взгляда должны приниматься во внимание при оценке произведения искусства Цзы Ша.

Исторически в искусстве керамики Цзы Ша сложились три уровня оценки мастерства производства.
Первый – Гао Я Дэ Тао И Цэн Ци (高雅的陶艺层次) – утонченное выражение идей искусства керамики. Произведение должно иметь смысл и очарование, соотношение формы и духа, мастерство производства должно быть изысканным, оно должно побуждать человека превзойти себя, быть элегантным как в популярном, так и в образовательном плане, стать превосходной и любимой утварью – только тогда произведение можно считать превосходным.
Второй – Гун Цзи Цзин Чжи (工技精致) – изысканные навыки мастерства. Форма произведения должна быть целостной, все копии произведения, поступающие на рынок обладать высоким качеством.
Третий – Ши Пу Тун Чань Пинь (是普通产品) – быть продуктом всеобщего употребления. Произведение должно отвечать требованиям местных традиции и пристрастий в быту, отличаться по объему, иметь разнообразие форм, быть общепризнанного качества, являться широко распространенным предметом домашнего обихода.

Хочу подчеркнуть, что здесь мы говорим о произведении искусства. Говоря в контексте сосуда из Цзы Ша о форме и содержании, в первую очередь, оно содержит много аспектов связей внутренней структуры. Совершенство формы и мастерство исполнения являются наиболее важными. Вторыми по значимости являются целостность и превосходство формы и соответствие ее с отделкой. Оба фактора произведению искусства придают блеск, декоративность, богатство при рассмотрении. Во-первых, надо осмотреть соответствие линий форме, во-вторых, соответствие отделки материалу (первое относиться к теме и содержанию, второе – к подбору материала). Также надо обратить внимание на мастерство исполнения. Все это определяет уровень достижения мастера и силу влияния на зрительное восприятие.

К примеру, короткое объяснение классического украшения искусства Цзы Ша – «резьба керамики» Тао Кэ (陶刻). Во-первых, вырезанная фраза Мин (铭) должна соответствовать теме и содержанию произведения. Также она должна быть близка к чувствам и внутреннему смыслу литературной цитаты, каллиграфия и рисунок – прекрасны и стилистически превосходны. Техника резьбы ножом Цзюань Кэ Дао фа (镌刻刀法) – как на каменных стелах и бронзе - превосходна и совершенна (используется иероглиф 精 Jing, со множеством смысловых оттенков – совершенство, душа, семя, превосходное мастерство), такой посудой можно вдумчиво восхищаться бесконечно. Кроме того, чайник может служить обрамлению рисунка знаменитого художника на чайнике. С другой стороны, из-за множества печатей и резьбы может можно потерять смысл, поэтому важно быть знакомым с классическими произведениями чтобы взращивать художественные навыки.
Если произведение имитирует изображения природы, или для отделки используются рельефные Фу Дяо (浮雕) геометрические орнаменты, накладная резьба Те Дяо (贴雕), орнаменты, исполненный резной печатью Ту Ань Дэ Кэ Инь Бань (图案的刻印板), многоцветная глазурь Ю Ляо Цай Хуэй (釉料彩绘), инкрустация Сян Цянь (镶嵌) другими материалами (золото, серебро, перламутр), то всегда требуется сделать эскиз.
Искусство должно превзойти жизнь. Позиция суждения о искусстве Цзы Ша «живя высоко, приближаться к тому, что внизу» объединяет автора и ценителя, эмоционально побуждая понять настоящее значение искусства Цзы Ша.

В последние годы увеличилась популярность искусства Цзы Ша и традиционной культуры чая, увеличивается число почитателей искусства Цзы Ша. Производство высококачественных произведений ограничено, и их количество не может удовлетворить всех почитателей, особенно желающих утонченных шедевров, а обратное маловероятно. Поэтому в обществе появляются производители без художественной этики, тайно сговаривающихся с торговцами в городах, которые даже не слышали об этике торговли, которые бессовестно охотятся за суперприбылью, подделывая печати мастеров династии Мин, выдавая произведения среднего качества за высочайшее, заполняя рынок подделками, обманывая любителей искусства Цзы Ша. Поэтому необходимо поговорить о том, как распознать подделку. Распознавание подлинности чайника из Цзы Ша похоже на оценку каллиграфии или живописи. Во-первых, это переход от рационального знания к чувственному восприятию. Рациональность означает воспитание элементов эрудиции, используемых для повышения чувства эстетического понимания.
Во-вторых, использование множества форм обмена информацией – постоянное рассматривание произведений знаменитых мастеров со всех сторон развивает восприятие, обсуждение и понимание стиля каждого знаменитого мастера, технического мастерства, распознание чаще всего используемой глины, специфические характеристики печатей – эти знания создают первоначальный фундамент знаний для накапливания опыта. Для опытного оценщика однозначно распознать подделку от подлинника несложно. В любой торговле предметами искусства есть выдающиеся специалисты, которые опираются на два аспекта - художественную ценность и мастерство автора. Два этих главных внутренних аспекта еще называют индивидуальным стилем Фэн Гэ (风格) и изяществом Юнь Чжи (韵致), что и есть вдохновение Лин Гань (灵感). Подделать это почти невозможно. Если говорить о сознательном "несении груза подделок на плечах человека", если он способен превзойти это понимание, так что он кажется выдающимся авторитетом, он должен притвориться, что другие его не осуждают?! Поэтому я отважусь сказать, воистину, рожденного подлинным подделать никогда невозможно. Крах ожидает фальсификаторов. Фальсификация – поступок совершенно позорный.

Кроме того, надо поговорить об истории подделки искусства Цзы Ша под старину в середине XIX – начале XX века – времени большой популярности чайников времен династии Мин. В биографиях знаменитостей и в записях известных торговцев антиквариатом есть факты изготовления копий (это видно из эскизов для изготовления чайников мастеров). В записях чиновников также можно найти упоминания о том, что подавлялась подделка произведений и печатей династии Мин. Такие произведения автор исследовал десятки лет, из чего можно сделать следующие выводы: все копии чайников династии Мин, даже высочайшего качества, сделаны из глины, очень отличающейся от оригинальной. Так как общество развивается, постоянно совершенствуются и предметы, поднимается уровень науки и технологии. Если сравнивать копии и оригиналы утвари династии Мин, копии имеют более высокое качество. Если рассматривать работы нескольких известных мастеров начала и середины династии Цин, таких как Чэн Ву Юань (陈呜远), Шэн Си (圣思), Шао Да Хэн (邵大亨), непревзойденных в свом поколении, несмотря на высочайший уровень копий, которые они изготовили, они не уловили чувства изящности, глубину, как несравним нефрит Ю с камнем Янь. Но количество таких работ велико, и если кто случайно приобретает такую, несомненно, очень ценит такую коллекционную вещь. Такие копии отличительны от современных фальсификатов, особенно от дешевых, сделанных без мастерства, сделанных с одной целью – обмануть себя и других. Исследование «доброго дела» действительно невозможно без осмотрительного и вдумчивого рассмотрения, чтобы не быть одураченным. В противном случае грозит деградация, как гласит пословица - «легкомыслие разрушает волю». Это верная пословица. Несколько субъективных мнений, изложенных выше, принципов искусства Цзы Ша могут служить ориентиром для любителя чайников.

Надеюсь, что оправдал надежды многочисленных доброжелательных и достойных учителей, у которых я проходил обучение.

©2009 Перевод Армандас Бурба, ChaYi

1 комментарий:

eddizzy комментирует...

Спасибо за перевод. Прочитал с интересом. Буду читать еще :)